Вверх Go Up
Мы используем файлы cookie и сбор персональных данных, чтобы предоставить вам лучший пользовательский сервис и показывать вам индивидуальные предложения на нашем сайте. Продолжая просматривать наш веб-сайт, вы соглашаетесь c использованием cookie и обработкой персональных данных. Мы используем файлы cookie и сбор персональных данных, чтобы предоставить вам лучший пользовательский сервис и показывать вам индивидуальные предложения на нашем сайте. Продолжая просматривать наш веб-сайт, вы соглашаетесь c использованием cookie и обработкой персональных данных.
close
| Автоматизация отчётности по МСФО

Автоматизация отчётности по МСФО

На определенном этапе развития компания понимает, что существующий уровень автоматизации подготовки отчетности ее не устраивает, и принимает решение о внедрении специализированного программного обеспечения. Что нужно знать для успешной реализации проекта по автоматизации?

Существует три основных критерия, по которым компания может определить, что процесс формирования финансовой отчетности по международным стандартам требует автоматизации.

  • Трудоемкость составления отчетности. Компания понимает, что выпускать отчетность по МСФО для нее стало сложно и в итоге дорого. Фирма либо тратит много времени своих специалистов, либо, что еще дороже, привлекает сторонних специалистов-консультантов, которые раз в год или раз в полгода формируют эту отчетность.
  • Сроки подготовки отчетности. Если сроки подготовки отчетности по МСФО очень большие (а для ручной трансформации отчетности это обычное дело), они перестают устраивать менеджмент и акционеров компании – самое время задуматься об автоматизации процесса подготовки отчетности.
  • Требования к качеству отчетности. Чем они выше, тем острее необходимость в современных информационных технологиях. По моему мнению, только автоматизированные процедуры позволяют сформировать отчетность с допустимыми ошибками и максимально большими раскрытиями.

Если вы уже созрели для автоматизации процесса формирования отчетности по МСФО или ваша компания подпадает под один из вышеперечисленных критериев, то приступайте к подготовительному этапу работ. Сразу оговорюсь, что универсальных моделей автоматизации МСФО нет, все компании уникальны и требуют индивидуального подхода. Однако наш профессиональный опыт и большое число реализованных нашей компанией подобных проектов позволяют сформулировать некоторые советы, которые, надеюсь, принесут практическую пользу большинству из вас.

Методология

Начинать нужно с проработки методологических вопросов. Во-первых, необходимо выявить разницы, которые существуют между российскими стандартами и МСФО в данной компании. Это позволит определиться с тем, какие участки требуют ведения параллельного учета, а для каких будет достаточно трансформации. Далее необходимо разработать регламенты параллельного учета и трансформационные таблицы по каждому из участков. Поскольку базой для составления отчетности по МСФО обычно является российская отчетность, то часто требуется модификация российской учетной системы. Этот процесс может оказаться достаточно длительным, поэтому такие работы лучше начать до старта непосредственно проекта автоматизации. Ниже приведу примерный список документов, необходимых для начала проекта по автоматизации:

  • план счетов МСФО;
  • основные формы отчетности по МСФО;
  • набор примечаний к основным формам отчетности;
  • учетная политика по РСБУ;
  • учетная политика по МСФО;
  • набор трансформационных таблиц, примеры трансформации либо описание требований к параллельному учету.

Также следует учитывать, что для успешной реализации проекта по автоматизации в компании должен быть хотя бы один специалист по МСФО. Саму разработку необходимых документов можно поручить и сторонним консультантам, но принимать готовый результат и контролировать качество выполняемых услуг должны непосредственно специалисты компании.

Выбор платформы для автоматизации и программного продукта

В этом вопросе в первую очередь необходимо ориентироваться на размер компании и уже существующие учетные системы. Если у компании несколько юридических лиц, но во всех фирмах Группы учет ведется в рамках единой бухгалтерской системы, то можно использовать дополнительные модули, которые позволяют сформировать отчетность по МСФО в этой же системе (для большинства современных систем такие модули существуют). Если говорить про крупные компании, в которых не только большое количество юридических лиц, но и все они автоматизированы на базе разных решений, то за основу следует принимать интеграционную систему. Такая система позволит собрать данные из всех компаний Группы, обработать их и сформировать итоговую отчетность по МСФО.
При выборе конкретного продукта, в котором будет формироваться отчетность по МСФО, приоритет следует отдавать решениям, проверенным годами на проектах по автоматизации подготовки МСФО-отчетности. Сейчас появляется много так называемых программ-однодневок, которые разрабатываются небольшими группами энтузиастов. Такие программы, конечно, стоят намного дешевле, но их довольно тяжело внедрять и сопровождать, так как по ним нет специалистов. К тому же такие программы далеко не универсальны.

Стоимость и длительность проекта

Говорить о каких-то типовых цифрах по стоимости проекта сложно. Все зависит от того, что компании нужно и как она хочет формировать свою отчетность по МСФО. В целом стоимость в таких проектах по автоматизации, как и в любых других, складывается из стоимости лицензии на программный продукт и стоимости консалтинга. Если говорить про продукты «1С», то лицензии на них достаточно дешевые, и этим они очень выгодно отличаются от зарубежных аналогов. Но подобные проекты требуют существенной работы консультантов, так как такие программы нужно настраивать под нужды компании.
На цену также влияет и количество систем, с которыми необходимо интегрировать этот программный продукт. Зачастую системы подготовки отчетности в компаниях Группы сильно друг от друга отличаются. И работа по разработке единых форматов для сбора информации в централизованное хранилище данных может быть достаточно весомая с точки зрения стоимости всего проекта.
Вообще, стоимость подобных проектов может варьироваться от нескольких миллионов рублей для средних компаний (например, небольшая сеть супермаркетов) до десятков миллионов для крупных компаний (например, включающих десятки и сотни юридических лиц, разбросанных по различным городам или даже странам, различающихся как по видам деятельности, так и по используемым программным продуктам).
Что касается длительности проекта, в среднем он занимает полгода, включая этап формирования отчетности. Но срок может варьироваться в зависимости от особенностей компании и готовности к проекту как с организационной, так и с методологической стороны.

Что считать успехом?

В результате автоматизации процесса составления отчетности по МСФО прежде всего компания должна иметь возможность формировать отчетность так часто, как ей необходимо, получать отчетность во всех необходимых разрезах, с приемлемым уровнем ошибок и допущений. Должны существенно снизиться все рутинные операции. Кроме того, часто автоматизированная система подготовки отчетности позволяет работать в ней непосредственно аудиторам. В этом случае у компании не будет необходимости общаться с аудиторами на языке Excel-файлов и писем. Достаточно открыть доступ к системе, где была сформирована отчетность и есть все расшифровки, и аудиторы самостоятельно выполнят все необходимые проверки.
И самый главный результат – экономическая эффективность проекта. Большинство грамотно реализованных проектов автоматизации подготовки отчетности по МСФО окупаются за один–два года. В итоге компании получают готовые отчеты быстрее (в среднем в три-четыре раза) и с меньшими затратами, чем до начала проекта (в среднем в два – пять раз).

Мы оказываем комплексные услуги в области автоматизации учёта в соответствии с МСФО
  • трансформацию отчетности,
  • переход на отчетность по МСФО,
  • внедрение МСФО,
  • подготовку отчетности по МСФО (в том числе консолидированной),
  • обучение пользователей работе с соответствующим программным продуктом, а также
  • пост-проектное сопровождение и поддержку внедренной системы.